Ядерный вектор Казахстана: от мирового урана к собственному атому
Казахстан, крупнейший в мире производитель урана, намерен использовать свои богатые ресурсы и опыт для фундаментальной трансформации собственного энергетического сектора и укрепления своей роли в глобальной ядерной отрасли. Эта стратегия, подробно излагаемая заместителем председателя Агентства по атомной энергии Казахстана Асетом Махамбетовым, является ответом на внутренние вызовы и внешние геополитические сдвиги.
Энергетика страны сегодня сильно зависит от угля, на который приходится около 70% выработки электроэнергии. Чтобы изменить эту ситуацию и достичь углеродной нейтральности к 2060 году, Казахстан делает ставку на сочетание возобновляемых источников энергии и мирного атома. Национальный референдум в октябре 2024 года, на котором более 71% граждан поддержали строительство современной АЭС, предоставил этой политике мощный демократический мандат.
Ключевым элементом новой энергетической политики является амбициозная программа развития атомной промышленности до 2050 года. Власти намерены не просто построить одну станцию, а создать целый национальный ядерный кластер, развивая различные отрасли промышленности и научные направления. Первым практическим шагом стало решение о строительстве сразу трех атомных электростанций с привлечением международных партнеров.
Планируется, что первая АЭС, названная Балхашской, будет построена совместно с российской госкорпорацией «Росатом» в Жамбылском районе Алматинской области и введена в эксплуатацию к 2035 году. 8 августа 2025 года на площадке начались инженерно-геологические изыскания. Вместе с тем, в Астане существуют серьезные опасения относительно финансовых возможностей «Росатома» выполнить свои обязательства в срок, что заставило казахстанское руководство искать альтернативы. Этот скептицизм подкреплен недавним опытом: в июле 2025 года Казахстан был вынужден расторгнуть контракт с российской компанией «Интер РАО» на строительство трех ТЭЦ из-за невыполнения ею финансовых обязательств.
В результате Казахстан принял стратегическое решение о диверсификации партнеров. Вторую и третью атомные станции планируется возвести при участии китайских компаний, в частности China National Nuclear Corporation (CNNC). Это решение полностью соответствует многовекторной внешней политике страны, направленной на балансирование влияния крупных соседей и минимизацию рисков.
Международное сотрудничество в ядерной сфере не ограничивается для Казахстана только строительством электростанций. На заводе «Ульба» в Усть-Каменогорске уже налажено производство низкообогащенных тепловыделяющих сборок для китайских реакторов. Этот же завод является местом размещения уникального объекта глобального значения — Банка низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ. Банк, созданный в 2017 году при финансовой поддержке, в том числе, американского инвестора Уоррена Баффетта, служит физическим резервом ядерного топлива, призванным гарантировать поставки странам-членам в случае рыночных сбоев и тем самым препятствовать распространению технологий обогащения.
Несмотря на статус крупнейшего поставщика урана (около 40% мирового производства), Казахстан в значительной степени зависит от российской инфраструктуры для обогащения сырья и его транзита на мировые рынки. Эта зависимость стала уязвимостью на фоне войны в Украине, когда экспорт казахстанской нефти через российский порт Новороссийск неоднократно приостанавливался. Опасения, что западные санкции могут в конечном итоге затронуть и ядерный сектор России, побуждают Астану активно искать альтернативные маршруты и новых инвесторов для своего уранового сектора, чтобы сохранить бесперебойные поставки в Европу и США.
Таким образом, ядерная стратегия Казахстана — это многогранный план, сочетающий внутренние энергетические потребности с амбициями глобального технологического лидера. Страна стремится не только диверсифицировать свой энергобаланс, но и подняться по цепочке создания стоимости в атомной отрасли — от добычи сырья до производства готового топлива и высокотехнологичных услуг. Этот путь сопряжен с необходимостью тонкого балансирования между крупными державами, но он рассматривается как ключевой для обеспечения долгосрочной энергетической безопасности, экономического роста и устойчивого развития государства.
