Украинские атаки затопили Китай казахстанской нефтью
После украинских атак дронов на российский нефтетерминал в Новороссийске, расположенный на Черном море, Министерство энергетики Казахстана приняло оперативное решение о частичном перенаправлении значительных объемов нефти в декабре. Вместо использования системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая заканчивается именно в повреждённом порту, казахстанская нефть с месторождения Кашаган будет перенаправлена альтернативными маршрутами в Китай, Россию и Грузию. Речь идёт о более чем 360 тысячах тонн сырья, что является существенной коррекцией в ежемесячных экспортных потоках страны.
Нефтетерминал в Новороссийске, ключевые объекты которого, включая инфраструктуру для погрузки танкеров и резервуары хранения, получили серьёзные повреждения в результате двух атак в ноябре, долгое время служил главными воротами для казахстанского экспорта через систему КТК. Эти удары, нанесённые украинскими морскими дронами, не только нанесли материальный ущерб российской логистике, но и создали эффект рикошета, напрямую ударив по экономическим интересам Казахстана, который вынужден теперь искать срочные и зачастую более дорогостоящие обходные пути для своей нефти. Государственный оператор «КазТрансОйл» уже дал разрешение добывающим компаниям на временное хранение сырья до стабилизации ситуации, что указывает на ожидание продолжительных перебоев.
Это вынужденное перенаправление потоков высвечивает уязвимость логистических цепочек, завязанных на российскую инфраструктуру в условиях продолжающегося конфликта. Казахстан, стремящийся проводить многовекторную политику и избегать излишней зависимости от какого-либо одного транзитного государства, вновь столкнулся с жёсткой реальностью географии и политики. Переброска нефти на восток, в Китай, через систему нефтепровода «Атасу-Алашанькоу», хотя и логична с точки зрения диверсификации, имеет ограниченную пропускную способность. Отгрузка в Россию по трубопроводу «Атырау-Самара» лишь усиливает временную зависимость от российских сетей, а направление нефти в Грузию через Азербайджан требует сложной координированной логистики с использованием танкеров на Каспии и железной дороги.
Эксперты отмечают, что подобные инциденты будут подталкивать Астану к ускорению проектов по дальнейшей диверсификации экспортных маршрутов, таких как усиление Транскаспийского направления в обход России, хотя это и связано с серьёзными геополитическими и техническими сложностями. В краткосрочной перспективе же ущерб для Казахстана может быть выражен не только в дополнительных транспортных издержках, но и в возможных скидках на нефть из-за вынужденного использования менее оптимальных маршрутов. Данная ситуация наглядно демонстрирует, как локальные военные действия в одном чёрноморском порту создают волновой эффект, нарушая тщательно выстроенные планы поставок энергоресурсов и заставляя целые государства в срочном порядке пересматривать свою экспортную стратегию.
